Азербайджанские умельцы изобрели новые музыкальные инструменты
28.02.2011
Мугам исполняют под национальные — тар, кяманча и деф. Каждому из них более тысячи лет и меломаны узнают их буквально по первым нотам. Даже сама мысль о том, что форму или звучание этих инструментов можно изменить, показалась бы любителям музыки кощунственной. Однако вот уже несколько лет этим занимаются в специальной музыкальной лаборатории, где совершенствуют национальные инструменты и создают новые.
«У каждого инструмента свое звучание, под которое пишутся музыкальные произведения, и изменить его мы просто не имеем права. Но мы можем сделать звук более глубоким, очистить его. Исполнителям это нравится, потому что на первый взгляд изменения не заметны, а слушателям кажется, что красота звучания — это заслуга музыканта», — рассказывает мастер по производству музыкальных инструментов Мазахир Гасанов.
Мастера используют только природные материалы, как и много веков назад — это дерево, кости, кожа животных — ничего искусственного. Все это оттачивают, стругают и пилят вручную по старинной технологии. В лаборатории не только совершенствуют национальные инструменты, но и создают новые. Последнее изобретение — родственник кяманчи, чем-то похожий на скрипку. На «Карабахе», а так назвали новый музыкальный инструмент, играют с помощью смычка. «Новый инструмент уже хотят испробовать выдающиеся азербайджанские кяманчисты. Но полностью он еще не готов. Мы пока работаем над звучанием. Карабах в несколько раз меньше кяманчи, и звучание более тонкое, классическое, более привычное для слуха европейца», — поясняет мастер по производству музыкальных инструментов Муса Ягубов.
Среди новых инструментов, появившихся на свет в лаборатории — гитара с двумя грифами и двусторонняя кяманча. Оба инструмента можно настроить сразу на два лада, что сокращает число исполнителей в ансамбле.
Альфах — в 14 веке похожий на этот музыкальный инструмент придумал знаменитый азербайджанский композитор Абдулгадир Марагаи. 46 бронзовых дощечек он расположил так же, как располагаются звуки в современной октаве.
«Мы нашли описание этого инструмента в трактате Марагаи. Великий музыкант назвал его „сази-эльвах“. Мы изменили название и усовершенствовали звучание. В средние века у нас в ходу был арабский алфавит — справа налево, и Марагаи расположил звуки также. Но современный музыкант привык к другому расположению, и мы решили пойти навстречу исполнителям», — отмечает заведующий лабораторией Сеидага Мирбабаев.
В лаборатории усовершенствовали звучание инструмента и несколько изменили форму. У предка ксилофона теперь есть ножки и удобные палочки. А дощечки не медные, а алюминиевые. После того, как работа будет закончена, он станет частью ансамбля народных инструментов.
В Чехии растет объем продаж музыкальных инструментов
В последнее время, как свидетельствует статистика, в Чехии значительно увеличился спрос на музыкальные инструменты. При этом музыкой занимаются не только профессионалы, но и любители.
В Таллинне зазвучат стеклянные инструменты 20-21 декабря 2011 года в Таллинне будет создан необычный и хрупкий «Мир стекла». Впервые в мире на концертной площадке появятся музыкальные инструменты, которые будут изготовлены из стекла эстонскими мастерами и студентами Эстонской художественной академии.