Группа учёных-акустиков выяснила, как представители доинкской цивилизации пользовались этими раковинами три тысячи лет назад. Хорошо сохранившиеся, богато украшенные раковины моллюсков были найдены на месте совершения религиозных обрядов доинкской цивилизации на территории современного Перу. Находка предоставила исследователям редкую возможность поиграть на древнем инструменте.
Навязчивые, гудящие звуки этой трубы можно было использовать в религиозных церемониях.
«Вы действительно чувствуете этот звук у себя в груди. У него грубая текстура, он похож на тональный рев животного», — говорит Джонатан Абель (Jonathan Abel), специалист по акустике Стэнфордского университета компьютерных исследований музыки и акустики (Stanford University Center for Computer Research in Music and Acoustics).
В 2001 году археологи обнаружили 20 подобных духовых инструментов, сделанных из раковин моллюска Strombus galeatus, в Чавин-де-Уантар, древнем церемониальном центре в Андах.
Отполированные, окрашенные, покрытые символьной резьбой, раковины имели хорошо сформированные мундштуки с различными V-образными вырезами. Возможно, эти вырезы использовались для упора большого пальца музыканта или же для того, чтобы позволить играющему на этой раковине смотреть поверх неё во время ходьбы, считает Перри Кук (Perry Cook) — соавтор исследования, искусный игрок на раковинах, сотрудник Принстонского университета (Princeton University).
Учёные отправились в Чавин, чтобы записать мелодии и разобраться в акустических условиях, в которых играли эти музыкальные инструменты.
Для записи звука учёным понадобилось разместить по одному четыре крошечных микрофона: во рту музыканта, в мундштуке раковины, в основной её части и около её устья. Как и горн, этот инструмент может издавать один или два тона, но как и валторна, меняет звучание, когда музыкант погружает руку в устье раковины.
Учёные использовали программу для обработки звуковых сигналов, чтобы определить акустические характеристики каждой раковины. Благодаря этому исследованию им удалось восстановить внутреннее устройство древних музыкальных инструментов, что обычно возможно только при просвечивании раковины рентгеновскими лучами или же при её распиливании.
Исследователям также захотелось узнать, как именно изменяется звук, издаваемый раковиной, в церемониальном зале и извилистом лабиринте каменных коридоров и вентиляционных шахт. Чтобы выяснить это, учёные закрепили шесть микрофонов вокруг музыканта и восстановили звуковые модели на компьютере.
Когда раковины играли в том каменном зале, в котором их нашли, казалось, что звук идёт из нескольких разных направлений одновременно. В слабоосвещённом религиозном помещении это могло вызывать чувство замешательства, считает Абель.