В Москве прошел Первый фестиваль автоматических и роботизированных музыкальных оркестров. Первопроходцем в этой области был английский инженер и музыкант Петер Зиновьев, который еще конце 1960-х представил на суд публики компьютер, способный сочинять и исполнять музыку. Изобретение наделало немало шума. И хотя за минувшие полвека машины так и не сумели оставить музыкантов и композиторов без работы, энтузиастов этой идеи по-прежнему хватает.
До чего дошел прогресс! Предсказания писателей-фантастов становятся явью — компьютерные системы берут верх над человеком. Если раньше сочинять музыку и управлять оркестром было подвластно только людям, то теперь на это претендуют бездушные машины.
Впрочем, ключевым звеном в этой механизированной цепочке остается все же человек. Музыканту Дмитрию Морозову для создания чудо-системы потребовалось пять лет. Роль дирижера в его роботизированном оркестре исполняет ЭВМ образца советской эпохи. Сонастройка с музыкантами, а точнее микросхемами, которые выполняют их функцию, происходит по бесчисленным проводам.
«Это действительно машины, а с другой стороны, каждый создатель и художник вложил сюда столько труда и столько своего творческого потенциала», — подчеркивает Дмитрий.
Тейлор Кафнер из Нью-Йорка с российским коллегой согласен. Говорит, что звучит такой оркестр весьма душевно, а вот фальшивых нот музыканты-роботы точно не возьмут.
«Система работает бесперобойно, и это самая прекрасная часть проекта .Тут не может быть никаких сбоев. Здесь на сто процентов отлаженные механизмы», — отмечает он.
Прожив несколько лет на острове Бали, Тейлор влюбился в индонезийскую культуру. Собрав основные народные музыкальные инструменты, он подсоединил их к компьютеру, который может заменить и дирижера, и сам национальный оркестр.
«Вот по этому проводу поступает сигнал к инструменту. Получив импульс, он приходит в движение, и раздется звук. От одной вибрации следует другая, и получается новое звучание», — показывает Тейлор Кафнер.
Как отреагировали бы индонезийцы на такое «ноу-хау», сказать трудно. В этой истории очевидно одно: машина — машиной , а присутствие человека в таком оркестре все-таки необходимо. И потом, что случится, если посреди такого выступления внезапно отключат электричество? Едва ли музыканты-роботы сумеют сымпровизировать.
В Чехии растет объем продаж музыкальных инструментов
В последнее время, как свидетельствует статистика, в Чехии значительно увеличился спрос на музыкальные инструменты. При этом музыкой занимаются не только профессионалы, но и любители.
В Таллинне зазвучат стеклянные инструменты 20-21 декабря 2011 года в Таллинне будет создан необычный и хрупкий «Мир стекла». Впервые в мире на концертной площадке появятся музыкальные инструменты, которые будут изготовлены из стекла эстонскими мастерами и студентами Эстонской художественной академии.