В выставочном зале СКГМИ открылась необычная экспозиция. На ней представлены старинные и изготовленные в наше время национальные осетинские музыкальные инструменты. На таких, в своё время, играли народные сказители, пересказывая нартовские сказания. На открытие выставки приехал и камерный оркестр осетинских народных инструментов.
Двухсотлетний хъисын фæндыр не скрипка Страдивари. Простой и архаичный, работы неизвестного мастера он вряд — ли представляет ценность для аукциона. И всё — же он бесценен. На своей территории — Осетии — хъисын фæндыр первая скрипка. Старинные и созданные в наше время разные осетинские инструменты представлены на совместной выставке Национального музея республики и музея Северокавказского горно-металлургического института. Первым посетителям, даже довелось послушать оркестр народных инструментов. Возможно у кого-то, в МP-3 плеерах, наряду с популярной музыкой, скоро появятся файлы с национальными композициями.
Кристина Тамаева — посетитель выставки: «Они производят намного большее впечатление. Оно намного глубже. Мурашки по коже, когда слушаешь. Из старых инструментов знала только хъисын фæндыр. Сейчас узнала, что ещё есть. На самом деле их очень приятно слушать».
Музыкантов камерного оркестра осетинских народных инструментов госфилармонии, необычная концертная площадка совсем не сковывала. Близость подлинников вдохновляла.
Оркестрант Фатима Маргиева сказала, что главное, «чтобы мы могли преподнести их так, чтобы они нравились нашему народу».
Музыканты уверены, что, несмотря на доступность любой самой современной музыки, у национальных народных и авторских произведений, в оригинальном исполнении всегда будет свой слушатель независимо от модных тенденций.
Свое мнение высказал художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра осетинских народных инструментов государственной филармонии Олег ХОДОВ: «Та же самая электронная музыка, основа — же есть. Это фольклор — фундамент. Истоки её оттуда. Современную музыку называю „лимон“, а его долго кушать не будешь. Всё равно хочешь своё».
Далёкое, но такое близкое. На хрупкую старинную осетинскую лиру струны уже не натянуть и на ней не сыграть. Но она затронула душевные струны молодых людей.
Пётр Козаев — заведующий отделением археологии национального музея РСО — Алания: «Восприятие молодыми всего того, что здесь было более чем ярко „рисовало“ их лицо. Лицо каждого их них. Действительно восхищение, восторг. Нужно с молодёжью чаще встречаться, надо предоставлять им возможность узнавать тот мир, в котором жили их предки, их нация на протяжении стольких тысяч лет. Знакомство с этим миром не может оставлять их равнодушными. Потому, что это их мир, который до них донесли их отцы, их матери».
Эта экспозицию собирали ещё и для того, чтобы дыуадæстанон хъисын фæндыр и другие осетинские инструменты не стали навсегда музейными экспонатами. А продолжали звучать во здравие национальной культуры.