Специалисты Госколлекции не могут разгадать секрета уникальных скрипок Страдивари
29.11.2008
Время не имеет над ними власти — так говорят сотрудники Государственной коллекции уникальных инструментов о своем главном сокровище — скрипках великого Страдивари. Со времени смерти маэстро прошло уже почти триста лет, но с каждым годом звучание этих инструментов становится лишь величественней. В чем же тайна непревзойденного итальянского мастера?
Больше всего директор Госколлекции Михаил Горонок не любит, когда его спрашивают — сколько это стоит. «Это — бесценно», — всегда невозмутимо отвечает он. Кроме шедевров знаменитых скрипичных мастеров Амати, Гвадонини и Гварнери здесь хранятся 13 скрипок работы великого Страдивари.
Михаил Горонок, директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов: «Страдивари был велик, конечно, тем, что он довел скрипку до совершенства! До такого совершенства, что прошло уже 300 лет, и за 300 лет все человечество, в лице мастеров, я имею в виду, не добилось никакого прогресса!»
Реставратор Госколлекции Василий Вяткин уверяет, что и после Страдивари были мастера, которые добивались почти такого же пронзительного и нежного звука. Но ни одна из этих скрипок так до сих пор не украсила Госколлекцию.
Василий Вяткин, мастер-реставратор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов: «Это остается все в прошлом, это потом все забывается. А Страдивари, Гварнери — это все остается».
Чтобы сохранить незабываемый голос скрипок Страдивари и Гварнери, инструменты регулярно осматривают и настраивают. Если нужно — реставрируют. Мастера диву даются: с каждым годом звук скрипок только глубже и величественнее.
Сколько концертов видела скрипка Страдивари за триста лет своего существования, никто и не берется подсчитать. Но музыканты уверяют, что у неe есть память. И стоит только взять в руки этот инструмент и начать наигрывать, к примеру, Паганини, как она сама начнет подсказывать, как лучше.
Ради соло на Страдивари музыканты оркестра Юрия Башмета готовы просидеть в репетиционном зале Госколлекции до утра. Даже самым именитым скрипачам и альтистам инструменты великого мастера выдают под расписку и всего на несколько часов.
Юрий Башмет, дирижер оркестра «Солисты Москвы»: «Одновременно мощь и невероятное благородство! Не резко, не агрессивно! Это уникальное, эпохальное явление, то, что такое возможно, чтобы сто процентов камерного коллектива выступало на коллекционных инструментах, имели возможность! И, по-моему, в этом смысл Госколлекции».
Смысл Госколлекции, по убеждению еe создателей и хранителей — в служении всем талантливым музыкантам. У инструментов Гварнери, Гвадонини и Маджини есть так называемые «абоненты», то есть арендаторы — студенты училищ и консерваторий. Коллекционный инструмент мастера Альбани доверили 14-летней скрипачке Ане Савкиной.
Анна Савкина, лауреат международных конкурсов: «Если скрипка все время в действии, в игре, она не может разрушиться, испортиться! Конечно, лучше, чтобы музыканты на них играли. У некоторых нет возможности покупать такие инструменты, а брать их в аренду — очень удобно!»
Правда, чтобы получить такую ценность, Ане пришлось собрать десяток рекомендаций, оформить страховку и пообещать — в буквальном смысле — сдувать со скрипки пылинки. Зато инструмент, по заверению Ани, на такую любовь отвечает взаимностью — с Альбани девочка уже покорила жюри нескольких престижных конкурсов.
Больше всего директор Госколлекции Михаил Горонок любит рассматривать эти скрипки. И всякий раз он пытается понять, как такой простой в устройстве инструмент рождает звуки, проникающие так глубоко в сердце.
Михаил Горонок, директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов: «Это скрипка безграничных возможностей! Ты становишься великаном, которому все по плечу! На простой скрипочке взял — поиграл, она какие-то звуки издала. Ну, ничего такого. А эта — сама!»
Реставратор Госколлекции Василий Вяткин вот уже который год бьется над секретом скрипок Страдивари. Он изучил изгибы корпуса, проверил состав лака и пропитку дерева. Но так и не разгадал тайну великого мастера. Может, потому что это волшебство?
В Чехии растет объем продаж музыкальных инструментов
В последнее время, как свидетельствует статистика, в Чехии значительно увеличился спрос на музыкальные инструменты. При этом музыкой занимаются не только профессионалы, но и любители.
В Таллинне зазвучат стеклянные инструменты 20-21 декабря 2011 года в Таллинне будет создан необычный и хрупкий «Мир стекла». Впервые в мире на концертной площадке появятся музыкальные инструменты, которые будут изготовлены из стекла эстонскими мастерами и студентами Эстонской художественной академии.