Издана монография «Музыкальная культура Тувы в XX столетии»
13.11.2008
Вышла в свет монография известного тувинского этномузыковеда Валентины Сузукей «Музыкальная культура Тувы в XX столетии». Богато иллюстрированная книга прекрасно оформлена, к печати она подготовлена Тувинским институтом гуманитарных исследований, издана при финансовой поддержке Министерства культуры и информационной политики Тувы тиражом в 1000 экземпляров в Издательском доме «Композитор» (Москва).
Монография состоит из трех глав, разделенных хронологическими рамками: первая охватывает период с 1900 по 1921 год; вторая — советский период с 1921 по 1991 год, третья рассказывает о музыкальной культуре Тувы после перестройки с 1991 по 2000 год.
Автор раскрывает мировоззренческие основы традиционных звуковых представлений тувинцев, отдельно останавливается на трудовых и обрядовых музыкальных практиках, песенном фольклоре, музыкальных инструментах и инструментальной музыке, хоомее.
«Все тонкости и нюансы звуковой культуры тувинцев становятся понятными и объяснимыми при рассмотрении их через призму традиционной хозяйственной деятельности, — пишет Валентина Сузукей, обращая внимание на необходимость рассмотрения тувинского музыкального феномена в контексте и тесной связи с мировоззрением кочевника. — Цикличные сезонные кочевки скотоводов, постоянное передвижение стада с места на место, призванные защищать плодородный слой земли и позволяющие восстановиться растительности, и ежедневный выпас скота обуславливают постоянное общение и обращение человека со скотом. Народные приметы, накопленные в процессе наблюдения за окружающей природой, являются очень чутким и точным живым, своеобразным „звуковым календарем“, игравшим немаловажную роль в жизни кочевника. Интересно попутно отметить: если традиционный „лунный календарь“ тувинцев охватывает такие важные для человека понятия глобального масштаба как час, день, год, столетие, возраст, поколение и т.д., то наличие „звукового календаря“, четко ориентируя его в локальной действительности, помогает сохранять ему тесную связь с живой природой„.
Автор также анализирует отдельные попытки “профессионализации» и подгонки тувинской музыки под европейские стандарты и их влиянии на дальнейшее развитие музыкальной культуры Тувы.
«ХХ век, с его революционными преобразованиями, впервые за всю многовековую историю народа, внес в его жизнь кардинальные изменения и довольно резкие „сдвиги“ как на уровне „базиса“ (смена кочевого культурно-хозяйственного типа на оседлый), так и на уровне „надстройки“. Внесены были существенные изменения и в традиционную музыкальную культуру тувинцев, имевшие как позитивные, так и негативные (в большей степени) последствия, — пишет Валентина Сузукей. — Одной из основных причин непреднамеренного разрушения, чуть не приведшего к почти сущностному перерождению традиционных устоев этнической культуры тувинцев, явилось априорное признание ее „примитивности“ и снисходительное к ней отношение как к культуре „отсталой“. Именно эта причина легла в основу идеи о необходимости оказания помощи для ее „доразвития“ до профессионального уровня, т. е. идеи „профессионализации“ народной музыки, активно проводившейся в жизнь с первых дней строительства социализма в Туве».
Монография представляет собой, возможно, спорный, но очень интересный, а главное, неравнодушный взгляд ученой на музыкальную культуру, у которой сегодня существует огромная армия поклонников и последователей по всему миру.
В Чехии растет объем продаж музыкальных инструментов
В последнее время, как свидетельствует статистика, в Чехии значительно увеличился спрос на музыкальные инструменты. При этом музыкой занимаются не только профессионалы, но и любители.
В Таллинне зазвучат стеклянные инструменты 20-21 декабря 2011 года в Таллинне будет создан необычный и хрупкий «Мир стекла». Впервые в мире на концертной площадке появятся музыкальные инструменты, которые будут изготовлены из стекла эстонскими мастерами и студентами Эстонской художественной академии.