Ученые реконструировали музыкальный инструмент ацтеков. Из глиняной флейты удалось извлечь зловещие звуки, о которых упоминали конкистадоры.
Археолог и специалист по музыкальным инструментам из Свободного университета Берлина Арнд Адье Бот рассказал немецкому изданию Spiegel о своих результатах изучения творений ацтеков.
В 1980−х годах в районе Тлателолко в пирамиде Эхекатля-Кетцалькоатля была найдена глиняная трубка с изображенным на ней лицом мертвого человека. По ее строению удалось определить, что речь шла именно о музыкальном инструменте. В руках трубку сжимал человек, которому на момент смерти было около 20 лет. Ученым не известно, погиб ли он вместе с ней или уже после смерти ее засунули в его окоченелые пальцы в качестве подношения богам загробного мира.
Бот доказал, что на трубке изображены не человеческие лица, а лики богов Эхекатля и Миктлантекутли.
Бот сделал копию найденной в Мексике трубки и изучал ее на протяжении нескольких лет с помощью компьютерной томографии и численных методов аэродинамических расчетов. «С технической точки зрения при игре на этом инструменте ацтеки вызывали вихревое движение воздуха. Звук рождался в результате того, что два воздушных потока сталкивались друг с другом в камере трубки», — отметил историк..
Бот продемонстрировал звук обозревателям Spiegel, которые были потрясены «загробной пронзительностью, которая заставляет мурашки бежать по коже».
Согласно верованиям ацтеков с помощью инструмента человеку удавалось вызвать дух бога ветра. Музыкант как бы сам становился «рупором Эхекатля». Именно поэтому в языке ацтеков не существовало выражения «играть на музыкальном инструменте», а практиковалось «пение через инструмент».
Если в европейской культуре музыка была развлечением, то у ацтеков она была одухотворена. «Для них музыка играла весьма деструктивную роль. И они мастерски это использовали», — заверил историк. В качестве подтверждения он предъявил сдвоенную флейту, которая издала весьма неприятный протяжный звук.
В большом количестве эти инструменты повергали в бегство врага, заверил Бот. «Два тона из этой флейты не идут в унисон, а прямо противоположны друг другу. Мы просто не в состоянии это выдержать психоакустически», — добавил археолог. Если скомбинировать несколько таких флейт, можно ввести слушателя в транс, заверил Бот.
Первые миссионеры отмечали подобные сцены в своих воспоминаниях. Испанский монах-францисканец и этнолог Барнардино де Саагун писал, что игра на флейтах практиковалась во время военных ритуалов. Около 400 бойцов вступали в круг и, когда начинала звучать музыка, бросались друг на друга, введенные в исступление флейтами.
Историк продемонстрировал журналистам свистелку в форме орла, которая издавала орлиный клекот, и фигурку в виде человека, в которую, очевидно, дудели.
Бот, который возглавляет музей в немецком Мангейме, рассказал, что ацтеки изготовляли инструменты из человеческих бедренных костей. «В представлении этих народов мертвые были как бы не совсем мертвые, их нужно было поддерживать из земного мира, в том числе с помощью особых музыкальных инструментов», — рассказал ученый.
В Чехии растет объем продаж музыкальных инструментов
В последнее время, как свидетельствует статистика, в Чехии значительно увеличился спрос на музыкальные инструменты. При этом музыкой занимаются не только профессионалы, но и любители.
В Таллинне зазвучат стеклянные инструменты 20-21 декабря 2011 года в Таллинне будет создан необычный и хрупкий «Мир стекла». Впервые в мире на концертной площадке появятся музыкальные инструменты, которые будут изготовлены из стекла эстонскими мастерами и студентами Эстонской художественной академии.