Каждый музыкант когда-либо вставал перед выбором инструмента, на котором ему предстоит играть, попадая в нелегкую ситуацию, когда нужно отдать предпочтение какой-либо фирме и модели. Как разобраться в изобилии продукции ведущих гитарных фирм? Речь в этой статье пойдет о бас-гитарах.
Музыкант, который отважился на покупку, должен четко себе представлять, где и в каких ситуациях он планирует использовать инструмент, с каким комбиком, для какого стиля, и, что немаловажно, какой суммой он для этого располагает. Для себя я разделяю все бас-гитары на три категории. К первой отнесем инструменты класса «Get Started», т.е. бас-гитары для начинающих по цене от 200 до 500 USD. Указанные инструменты производятся преимущественно в Корее, Мексике или в Японии. Среди них можно отметить следующие модели:
Aria Pro II |
STBPB 01, SNBPB 02X |
Epiphone |
Accu Bass, Rock Bass |
Fender |
Precision Bass, Standard Jazzbass |
Fernandes |
LEB 1, LEB 2 |
Ibanez |
TRB 50, 80 |
Lotus |
L 760, L 780 |
Peavey |
Fury, Foundation, Forum |
Samick |
PB 110, YB 410, JB 420 |
Shane |
SB 1000 |
Vantage |
YB-350, 225 B1, 330 B |
Yamaha |
RBX 250 II, 350 II |
Все перечисленные модели имеют окрашенные в различные цвета радуги корпуса, прикрученные грифы (bolt on), «беспородные» звукосниматели, механику (колки, машинки), которые быстро выходят из строя. Говорить о звучании этих моделей, а тем более их сравнивать — задача неблагодарная и, скорее всего, ненужная, так как все они очень похожи. Но если кто-то и решит купить себе инструмент этого класса, то я могу дать только один совет — выберите себе инструмент любимого цвета.
У потенциальных покупателей инструментов данной категории есть только одно преимущество — нет нужды ехать в Европу, а тем более в далекую Америку, достаточно зайти в ближайший музыкальный магазин.
Ко второй группе я отношу инструменты класса «Budget» и «Professional». Диапазон цен на подобные инструменты достаточно большой — от 500 до 2000 USD. Европейские и американские производители предлагают бас-гитары широкого спектра фирм и моделей. Цена в этом случае зависит от конструкции инструмента, используемых пород дерева, электроники, механики, а также престижности фирмы. В данной категории можно выбрать четырех-, пяти-, шести- и даже семиструнные бас-гитары, сделанные из дерева и графита, ладовые и безладовые, с пассивной и активной электроникой.
Первое, что может повлиять на звук и, соответственно, на цену такой бас-гитары, — это крепление грифа к корпусу. В настоящее время существуют четыре способа крепления грифа к корпусу гитары.
Первый, bolt-on neck (привинченный гриф), придумал еще сам Лео Фендер. Сегодня это самый дешевый вариант крепления грифа.
Второй тип крепления ведет к небольшому удорожанию инструмента. Это технология glued neck (вклеенный гриф), которую используют следующие фирмы:
Alembic |
в модели «Epic» |
Bluesouth |
в модели «Clarksdale 4» |
Hofner |
в модели «500/1 Beatle Bass» |
Larkin |
в модели «Reacter(S)» |
Третий тип, самый распространенный, ведет к еще большему удорожанию инструмента. В последние десять лет этот метод используют почти все фирмы в своих относительно дорогих моделях. Подобный способ крепления грифа, называемый neck-through (гриф, проходящий сквозь корпус), на мой взгляд, является самым лучшим, поскольку придает инструменту более длительный сустейн и чистый тон. Некоторая потеря глубины звука — единственный недостаток этого метода, так как гриф занимает треть корпуса.
Последний, четвертый тип крепления появился относительно недавно и называется half-through neck-joint. Это что-то вроде золотой середины. Применяя этот вариант крепления можно сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а только через его часть. Этот способ использован в модели «Wing Series II Hybrid» молодой калифорнийской фирмы Tung.
Вторая немаловажная характеристика инструмента — количество слоев дерева, из которого сделан гриф. Многослойные грифы используют в основном в совокупности с технологией neck-through. От количества слоев зависит и стоимость инструмента, а также качество и прочность грифа. Многие фирмы используют в своих моделях главным образом стандартное количество слоев. Это трех-, пяти-, семи- или одиннадцатислойные грифы. Комбинации пород дерева здесь самые разнообразные. Все здесь зависит только от вашего вкуса. Самые распространенные комбинации: maple/mahogany, maple/bubinga, Wenge/bubinga.
В этом классе практически все бас-гитарные фирмы используют в своих моделях стандартную механику, выпуском которой занимаются несколько фирм. Механика — это очень важное звено в инструменте, которое отвечает не только за его строй, но и, как ни странно, за звук. Так, от качества сплава, веса и прецизионности механических частей инструмента зависит сустейн, количество ненужных призвуков и обертонов, а также и эстетический вид вашей гитары. Фирм, которые производят фурнитуру, не так уж и много. Среди них можно перечислить следующие: Schaller, Wilkinson, Kahler, Gotoh, Sperzel, Hipshot, LSR. Остальные просто покупают у этих компаний патенты и пишут название своей фирмы. Цена на инструмент может меняться в зависимости от цвета покрытия металлических частей: chrome, black или gold. Самые удобные и качественные, на мой взгляд, машинки (bridge) фирмы Schaller, которые использует Warwick в своих бас-гитарах, и Trev Wilkinson, которые применяют фирмы Carvin, Tobias и т.д. Что касается колков (tuners), то два главных параметра — надежность и то, как они держат строй. По этим двум показателям мне хотелось бы выделить колки «М4» фирмы Schaller и «Locking Tuners» фирмы Sperzel. Если вы обратили при покупке инструмента на все это внимание, то не забудьте про последнюю деталь в ее механической части. Обратите внимание, из какого материала сделан порожек (nut). Сейчас многие фирмы используют на своих инструментах порожки из графита (graphite nut) с тефлоновым покрытием и порожки, изготовленные из сплава меди или бронзы. Старая технология изготовления порожков из пластмассы уходит в прошлое, так как они быстро изнашиваются и гасят сустейн.
Наверно каждый задавал себе вопрос: из какого дерева корпус моей гитары? Какое из пород дерева предпочтительней. Что лучше: клен или ясень, ольха или красное дерево? Из какого дерева мне купить следующую гитару? Здесь можно дать только один совет. Каждый должен представлять, какой звук ему нравится. Здесь советником могут стать только ваши уши. Если вы когда-нибудь видели две абсолютно одинаковые гитары, одной и той же фирмы, сделанные из одинакового дерева, то это не значит, что вы можете купить любую из них. Я вас уверяю, что звук и тон у них абсолютно разный, стоит только хорошенько прислушаться. И знайте, двух одинаковых гитар не существует вообще. Многие музыканты интересуются, какое дерево, если можно так выразиться, престижнее, дороже, или у какой породы больший звуковой потенциал. Здесь я знаю точно, что хорошо выдержанный и по технологии высушенный дуб лучше, чем сырой клен. Многие фирмы, серийные или малосерийные, сделав партию инструментов, внимательно рассортировывают их по фактуре дерева и склейкам. Если на корпусе или грифе много сучков, или дерево не сходится по фактуре и цвету, то эти гитары отдают в покраску. Остальные гитары, которые имеют идеальную структуру, покрывают лаком. После этого каждый инструмент прослушивают, а уж потом назначают им цену. Отсюда напрашиваются два вывода: Первое: опасайтесь крашеных инструментов. Второе (к нашей стране не относится): если вы все же приехали за инструментом в Америку и растерялись в изобилии фирм и моделей, и если вы совсем ничего в этом не понимаете, а хотите все же купить хорошую гитару, то, в крайнем случае, обратите внимание на цену инструмента. Я уверяю, что в Америке, да и, наверное, в Европе нет ни одной цены, взятой «с потолка». Какую сумму вы отдали за инструмент, на столько он и будет звучать, и столько он вам прослужит, Наконец, мне хотелось бы поместить здесь список сортов деревьев, которые применяют все современные производители бас-гитар. Эти породы дерева я расположил по возрастанию в цене на американском рынке. Многие из экзотических пород, к сожалению, не имеют перевода, а в остальном этот список может послужить вам маленьким словарем для того, чтобы легко определить в рекламных проспектах и каталогах, из какого дерева сделана та или иная модель бас-гитары.
Poplar |
тополь |
Alder |
ольха |
Basswood |
американская липа |
Cherry |
вишня |
Spruce |
ель |
Ash |
ясень |
Swamp Ash |
болотный ясень |
Walnut |
орех |
Mahogany |
красное дерево |
Maple |
клен |
Rosewood |
палисандр |
Ebony |
черное дерево |
Flame Maple |
волнистый клен |
Quilt Maple |
отборный клен (комбинированный) |
Bird’s Eye Maple |
птичий глаз |
Некоторые экзотические породы: |
Padauk |
Pau Ferro |
Wenge |
Zeorawood |
Teak |
Lacewood |
Bubinga |
Mamywo |
Morado |
Afzelia |
Masonite |
Monkey Pod |
Boire |
Zeorano |
Во второй, самой распространенной группе инструментов, мне хотелось бы выделить в этом классе следующие:
Alembic |
Epic, Essence |
Aria Pro II |
AVB-95, AVBTN 4 |
B.C.Rich |
Ironbird, Wave |
Bob Mick |
JM-1 |
Ernie Ball Music Man |
StingRay, Sterling |
ESP |
J-4, J-5 |
Fender |
American Standard Precision (Jazz Bass), Jazz bass Deluxe, U.S. ’62 Vintage Jazz, Roscoe Beck V |
Fernandes |
APB-90, APB-100 |
G&L |
L5500 |
Ibanez |
SR800, 1200, 1300 |
Ken Smith |
Burner Standard, Deluxe Custom |
Kubicki |
Key Factor 4 |
Modulus Graphite |
Vintage J, M92 Sweet Spot |
Peavey |
Cyberbass, B-Quad4 |
Pedulla |
RB4, TB4 |
Rickenbacker |
4003, 4001CS |
Steinberger |
Spirit XT, XZ, Standard XQ |
Warwick |
Fortress One, MasterMan, Corvette Proline |
Yamaha |
TRB4, TRB4P |
Zon |
Sonus |
И, наконец, к последней группе я отношу инструменты класса «Hi End» или, как их еще называют, «Top of the Line». Это малосерийные инструменты, цена на которые колеблется от $2000—10000. Производят их в Америке, некоторые — в Германии, Австралии и Канаде. В этих инструментах собрано все, что мог бы пожелать самый требовательный музыкант. В них сконцентрирован весь опыт, который был накоплен мастерами за последние тридцать лет. Так как речь в этой статье шла о более реальных для российского покупателя инструментах, то в последней группе мы ограничимся названиями фирм и моделей, которые я хотел бы выделить в категории «Hi End».
Alembic |
Series I, II |
Audio Optics |
QED Bass System |
Born to Rock |
F4B |
Conclin |
Sidewinder |
Curbow |
XT33 |
Fleishman |
Jayne |
Fodera |
Imperial, Anthony Jackson Contrabass guitar |
Ken Smith |
B.M.T. Elite |
Modulus Graphite |
Quantum TBX |
Schack |
Rootwood |
Tobias |
Basic, Classic, Signature |
Tung |
Wing Series |
Warwick |
Streamer Stage, Thumb |
Zon |
Legacy Bite |
MUSIC BOX № 2(7) 1997
Евгений Шариков